ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998
Инклюзия как мировоззрение и образовательная концепция «Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в неё свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся». Питтер Миттлер, профессор Манчестерского университета.
Инклюзия – центральная идея развития современного образования, затрагивающая глубокие социальные и ценностные изменения нашего общества. В основе инклюзии лежит идея включающего общества. Она означает, что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения. Важно, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав во всех видах деятельности. Инклюзия – это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества. Инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, её уникальности, вправе на достойную жизнь, каким бы ни было её физическое состояние.
Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:
- признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
- повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп обучающихся;
- изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
- проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
- различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
- признание роли школ не только в повышении академических показателей обучающихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
- признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
Принципы инклюзии определяют новую парадигму образовательных отношений:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
3. Все люди нуждаются друг в друге.
4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
5. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
6. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:
- быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью);
- инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).
Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Дэвид Митчелл, признанный международный эксперт в области инклюзивного образования, утверждает, что «успех инклюзивного образования зависит от того, рассматривается ли оно как часть системы, в которой школа является звеном более крупной системы (общества)». Он вывел «формулу» для описания составляющих инклюзивного образования:
ИО=В+О+5К+П+Рс+Рк, где В – видение (т.е. знание об актуальном состоянии и наличие прогноза на развитие и обучение), О – определение в школу, 5К – 5 компонентов (адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное обучение, адаптированная среда, право на образование), П – поддержка, Рс – ресурсы, Рк – руководство. Думается, что успех инклюзивного образования зависит от всех указанных компонентов. Заблуждением является то, что инклюзивное образование создается только для детей с инвалидностью. Концепция инклюзивного образования заключается в изменении самого образования (условий, программ, среды, средств обучения, форм аттестации) с целью обеспечения права каждого ребёнка на получение качественного образования вместе с другими детьми.
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всей системы образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Инклюзивное образование в России – это новая школа – школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Д.А. Медведев, 2010 год: «Утверждение, что наша школа не готова к инклюзии, бесспорно. Наше образование в настоящее время стремится к тому, чтобы стать инклюзивным, т.е. включающим для любого ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей».
Наверняка для решения этой мега-задачи потребуется много времени. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 году инклюзивное образование в Российской Федерации стало законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как:
- определение механизма финансирования;
- создание необходимых условий;
- определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование». Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Инклюзивное образование в России общего образования теперь закреплено на государственном уровне и гарантирует создание необходимых условий для получения качественного образования.
Закон «Об образовании» закрепляет не только понятие, но и ряд важных механизмов, усиливающих инклюзивный потенциал российского образования.
1. Специальные образовательные условия – «условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ».
2. Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
На данном этапе появилась необходимость адаптации программных средств для реализации инклюзивного образования. В новых Федеральных образовательных стандартах начальной и основной школы предусмотрено создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение, создание индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ и одарённых детей. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы определяет законодательное обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Важно помнить, что инклюзия – далеко не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
На современном этапе с учетом того, что многие школьные здания в России старой постройки и не удовлетворяют критериям доступности (нет пандусов, лифтов, много порогов, нет поручней в коридорах, труднооткрываемые двери, неприспособленные туалеты), решение этой задачи требует серьезного финансирования. Готовность образовательной среды учреждения должно соответствовать разным образовательным возможностям учеников. Обучение – это социальный процесс, это групповое действие. Помимо нового взгляда на пространство школы создание инклюзивной образовательной среды потребует анализа культурного уклада и отношений людей в школе. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного.
Библиографический список:
1. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: история и современность. Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33с.
2. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.: РООН «Перспектива». 2009. – 127с.
3. Загумённов Ю.Л. Инклюзивное образование: путь в будущее. 2008. №6 с. 3-6.10.
4. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. №1.
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012.
|