Мониторинг в системе управления школой
Мониторинг эффективности системы управления школой является важнейшим элементом, определяющим результативность работы образовательного учреждения. Создавая внутришкольный мониторинг, необходимо определить его цели и место в педагогической, управленческой деятельности. В управленческом цикле образовательного учреждения можно принять следующее определение: «Мониторинг-определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы. Методом повторных замеров накапливается и анализируется информация в динамике, при этом используется сравнение с базовыми и нормативными показателями». Необходимо определить критерии и показатели, отражающие состояние образовательного учреждения. Приведем несколько практических и теоретических примеров.
1. Качество управления.
2. Качество материально-технической базы.
3. Физическое и психическое здоровье обучающихся и педагогов.
4. Отбор содержания образования.
5. Профессиональный уровень педагогического персонала.
6. Качество соединения обучения и воспитания в единый процесс развития личности.
Распределение функциональных обязанностей по исполнению мониторинга зависит от структуры, принятой в образовательном учреждении:
Директор школы – экономические показатели деятельности школы, годовой анализ по отдельным проблемам.
Заместитель директора по научно-методической работе – мониторинг профессиональной деятельности педагога, сбалансированность и гибкость учебных планов.
Заместитель – директора по учебно-воспитательной работе – обученность, выполнение ФГОС, анализ качества знаний, трудоустройство выпускников.
Заместитель директора по воспитательной работе – изучение уровня воспитанности и воспитуемости обучающихся.
Для того, чтобы грамотно и оперативно управлять, необходимо владеть точной информацией о деятельности образовательного учреждения и внедрить систему педагогического мониторинга в управлении школой. Создание информационно-аналитической деятельности, определяет её содержание, объект, источники, формирование потока информации и вывод их на соответствующие уровни, а далее определить, в какой форме и где эта информация будет храниться и использоваться.
В.С. Татьянченко предлагает сформировать пять информационных блоков: информация, получаемая в результате внутришкольного контроля; система оперативной изначальной информации; государственная статистическая отчетность; результаты учебных четвертей; результаты учебного года.
П.И. Третьяков предлагает несколько разных вариантов формирования системы информационного обеспечения: здоровье и здоровый образ жизни; воспитательная работа; обеспечение базового и дополнительного образования; готовность к непрерывному образованию и труду; готовность к жизни в семье и обществе; работа с родителями, спонсорами и общественностью; работа с кадрами; материально-техническое, финансовое обеспечение.
Мониторинг в системе управления школой – процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.
|