Профессиональное совершенствование современного школьного учителя
Перестройка образования, происходящая в настоящее время в России, привела к необходимости пересмотра форм и способов организации школьной жизни, которая должна быть направлена на повышение качества образования и всестороннее развитие личности и ученика, и учителя. Учителю современной школы необходимо глубоко мыслить, свободно говорить, эффективно действовать. В связи с этим целесообразно выделить такие умения педагога, как рефлексия, импровизация, прогнозирование, проектирование, эмпатия и толерантность в общении; противостояние деструктивным явлениям (управление образовательным процессом в рамках обучения своему предмету). Если обязанности учителя соответствуют его ценностям и убеждениям, это придает особую свободу его действиям, способствует раскрытию творческого потенциала в деле формирования успешной личности школьника.
Многие учителя объясняют плохую учебу школьников низким уровнем их мотивации к изучению своего предмета. Мотивация – это не константа, а лишь эмоциональный отклик школьника на предшествующий опыт. Учителю необходимо изменить условия, найти новые формы, средства обучения, и мотивация, скорее всего, изменится. Для этих изменений учителю надо осознать необходимость выполнения новых функций и пересмотр отношения к своему профессиональному росту.
Факторы, влияющие на формирование нового отношения к профессиональному совершенствованию учителей:
- развитие концепции и практики непрерывного образования;
- изменение роли учителя в условиях информационного общества и перехода на ФГОС ООО;
- иные представления о знаниях;
- поиск путей оценивания качества образования;
- введение ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) как итоговой формы аттестации школьников;
- поиск способов и критериев оценивания качества работы учителя;
- новые подходы к аттестации учителя;
- вступление в действие с 01.09.2014 Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- принятие Профессионального стандарта. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), который вступит в действие с 01.09.2015.
Меняется мир, изменяется общество, родители и дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога, направленные на обучение и помощь в адаптации к новым тенденциям в образовании.
Совершенствование профессионального мастерства учителя осуществляется в различных формах: тематические курсы повышения квалификации, семинары, научно-методические, научно-экспериментальные конференции, индивидуальные и групповые консультации. Развитие профессионализма учителя может осуществляться по направлениям:
1. Развитие профессионального мастерства извне:
- организация методических объединений в школах, курсы повышения
квалификации, практические мастерские, семинары, конкурсы.
2. Развитие, рост мастерства, управляемого изнутри, со стороны самого учителя:
- самообразование, самовоспитание, саморазвитие.
|